Аудио-видео.рф | статьи, обзоры
 Поиск:
Оснащение конференц-залов Оснащение концертных залов Оснащение клубов Оснащение студий Озвучивание стадионов
Рубрики
Популярные темы форума
Как озвучить зал (бар) 7х6 метров
Поиск эталонного звука для банкетов и свадеб
Beyerdynamic VS Shure
Какому производителю акустики вы отдаете предпочтение?
Аппаратура для дискотеки - помогите с выбором
Оптимальный Звук для Cubase
Телефонные гарнитуры - успешное использование
Основные характеристики акустических систем и микрофонов
Главная / Озвучивание помещений

Озвучивание ресторана

Музыкальный фон в ресторане – не ключевая составляющая успеха. Как, например, собственно, еда или грамотная раскрутка. Ресторанные звуки – это своего рода вишенка на верхушке десерта. Вроде без неё десерт менее вкусным не станет, но и удовольствие получится совсем иного качества. Отходя от красивых сравнений, напомним об исследовании компании Unilever, доказывающем, что правильно подобранное музыкальное сопровождение влияет на наше восприятие еды. Чем выше уровень шума, например, тем более жесткой кажется еда, утверждает исследование. И, наоборот, - при снижении громкости звукового фона, сладкие и соленые вкусы становятся более выразительными. Японские исследователи пошли дальше, обнаружив, что музыка влияет не только на восприятие еды, но и на сами вкусовые качества продуктов.

Любому гостю не обязательно знакомиться с изысканиями ученых планеты, чтобы почувствовать дискомфорт в чересчур шумном помещении. Гармония звука и еды очевидна: расслабиться и получить удовольствие от блюда под тяжелый рок вряд ли удастся. По признанию специалистов, лучше всего для "обеденных" целей подходит классическая музыка. Способная успокоить даже ребенка в утробе матери, классика настраивает на спокойный, созидательный лад. Клиенты сидят дольше и заказывают больше. В ресторане "Турандот" струящаяся негромкая классическая музыка – неприемлемый атрибут "дворцовой" атмосферы. В демократичных кафе "Хлеб Насущный" - напоминание о европейском происхождении заведения.

Выбор музыки зависит, прежде всего, от концепции заведения. Сколь не полезен был бы Моцарт пищеварению, в американском дайнере его опусы вызовут, по меньшей мере, удивление. "Мы подбирали музыку, понимая, что нашим гостям хочется слышать известные рок и поп хиты, - рассказывает управляющий Rolling Stone Bar Сергей Ланчевский. – Это примерно та музыка, о которой пишет журнал Rolling Stone. На дискотеках музыка становится громче и гости с удовольствием подпевают и выпивают". В городских кафе и кофейнях обычно предпочитают нейтральную лаунж- музыку и chill-out кавер-версии хитов. В барах и заведениях с американской кухней днем нередко звучит джаз. Подбором музыки в заведении обычно занимается арт-директор, пиарщик или приглашенный ди-джей. Нередко музыкальный вопрос отдают на аусорсинг. "Мы очень счастливы, что наконец-то нашли компанию, которая подбирает нам музыку, - делится управляющий сетью "Кофе Хауз" Владислав Дудаков. – Раньше мы занимались этим сами, и на это уходило много времени и сил". Помимо подбора композиций, специалисты могут решить проблему разного уровня громкости записей. Бывает, что на разных дисках музыка записана с разной громкостью. Дома это регулируется самостоятельно, но в ресторане все время убавлять-прибавлять звук недопустимо. Специалисты могу записать диск, заранее выровняв по громкости весь контент.

Ресторанам клубного формата повезло больше: обычно дневной музыкой занимаются те же ди-джеи, что по вечерам встают за вертушки и ставят танцевальные ритмы. "Нашим репертуаром занимаются ди-джеи – друзья заведения, - рассказывает PR-директор ресторана Dome Александр Астахов. – Оборудование подбирала профессиональная компания, но плей-листы мы предпочитаем делать сами". Со-владельцы кафе-бара "Рагу" Екатерина Дроздова и Семен Крымов тоже не доверяют сторонним организациям. "Семен собирает музыку с 2002 года, - рассказывает Екатерина Дроздова. – У нас всегда звучит светлая и стильная музыка. Его и мои музыкальные подборки когда-то были в "Простых Вещах", потом в "Хачапури". Мы часто просим наших друзей подкинуть нам свежей музыки. Например, друг нашего партнера Алексея Зимина – музыкальный критик Максим Семеляк – записал нам несколько дисков. В "Хачапури" есть подборка композиций Татьяны Мельниковой. Она сама прослушивает и отбирает композиции для музыкального фона. В любом случае, лучше заниматься этим самим, потому что только владелец на 100% знает, какая музыка подойдет, а какая нет. Даже если заказать контент ди-джею, потом вы все равно прослушаете запись и что-то наверняка удалите".

Ритм в законе

Так или иначе, какую бы музыку ресторатор не выбрал, он обязательно столкнется с Российским Авторским Обществом. "Если музыка написана композитором и вышла на определенном лейбле, то права на музыку принадлежат этому лейблу или композитору, - говорит руководитель аудио направления компании "Универсальный звук" и концертный звукорежиссер Юлии Савичевой Андрей Гончаров. – По закону, если музыка, публично проигрываемая в ресторане, защищена авторскими правами, то ресторатор обязан выплачивать за ее воспроизведение авторские отчисления". По неофициальной информации, эта сумма составляет в среднем 150-200 долларов в месяц. Ставки варьируются в зависимости от концепции заведения и размера. Например, небольшие демократичные рестораны и сети платят в 1,5-2 раза меньше, чем большие рестораны, рассчитанные на 100 и более мест. Некоторые рестораторы, стремясь обойти законодательство, заказывают фоновую музыку композиторам, а потом выкупают права на воспроизведение. Все расходы сводятся к гонорару композитору, который может потратить на нехитрую композицию 2-3 дня. Такая музыка звучит, например, в сети "Му-Му". В "Кофе Хаузе" среди прочего тоже ставят авторскую электронную музыку, которая не подлежит согласованию с РАО. Второй вариант – попытаться найти музыку, авторы которой не заключали договор с РАО. Это сильно ограничивает возможный музыкальный контент: почти вся известная и любимая гостями музыка находится в заветном списке. В случае с классической музыкой, права принадлежат исполнителям – симфоническим оркестрам, таким образом, Моцарт тоже попадает в красную зону. Аутсорсинговый подбор музыки выгоден с той точки зрения, что за определенную сумму специалисты подберут контент, который не требует отчислений в РАО. Или же сами согласуют с инстанциями использование определенных треков. "Некоторые говорят: дайте нам полный список защищенной музыки, мы выберем то, чего там нет, - делится Андрей Гончаров. – Если речь идет о танцевальной музыке, то это несложно. Каждый день выпускается тысячи танцевальных композиций. Отследить всю новую музыку невозможно. Со старой музыкой похожая история – некоторым песням по 50 и больше лет, кому принадлежат права – неизвестно". Наконец, третий вариант – нанять живого артиста. Даже юристы порой не знают, как толковать исполнение известной музыки "вживую". С одной стороны, исполнение музыки различными ВИА сложно отследить. С другой, аккорды, принадлежащие перу известного композитора, воспроизводятся публично и вроде как авторские права нарушаются. Особо дотошным специалисты советуют обращаться за разъяснениями в РАО. Однако, многие рестораторы приглашают по вечерам различные ВИА, не заботясь о чьих-либо авторских правах. На нарушении которых их поймать просто невозможно.

В целом, если постараться и потратить время, можно обойти неприятную обязанность, помимо прочих инстанций, платить еще и РАО. Выложив же не критичную для заведения сумму, можно раз и навсегда избавить себя от головной боли и крутить все, что душе угодно. В данном случае, облегчение кошелька – дело каждого конкретного ресторатора.

Дело техники

Система воспроизведения музыки в помещении зиждется на трех китах:

  1. Акустические системы (в простонародье – колонки);
  2. Усилитель звука;
  3. Источник звука.

Акустическая система представляет собой корпус со встроенными динамиками. При выборе акустических систем следует учесть два фактора: звуковое давление и мощность. Чем выше давление, тем громче и качественнее звук. Также звуковое давление отвечает за равномерность распределения звука в помещении. Равномерное распределение звука обеспечивает одинаковую громкость музыки во всем зале. Однако, по мнению Андрея Гончарова, равномерностью можно пожертвовать, если ресторатор ограничен в бюджете.

"По опыту одна небольшая акустическая система озвучивает 16 кв.м. пространства, - рассказывает Андрей. – Можно поставить несколько колонок (исходя из общей площади зала), но, например, на лестнице или в гардеробе звук будет слышен не так хорошо. Но большинству рестораторов вовсе не нужно обеспечивать равномерный охват. Человеческое ухо устроено таким образом, что, сидя за столиком, или находясь в шумном клубе, мы через некоторое время привыкаем к тому звуку, который нас окружает. И нам кажется, что музыка нормальная, даже если звук имеет неравномерность". Такой вариант подойдет для городского кафе с простой планировкой. А так же для предприятий фаст-фуда или небольшого кафе, где человек задерживается в среднем на 30-40 минут и не акцентирует внимание на музыке. Если бюджет позволяет, то специалист настроит сложную систему, позволяющую обеспечить более высокое звуковое давление. Колонки обычно крепятся к стенам с помощью кронштейнов или, что более красиво, встраиваются в потолок. Создается ощущение, что звук льется буквально из стен. Одна акустическая система обойдется примерно в 200 долларов.

Технически, музыка "льется" из источника звука, которым может служить MP3 плейер, ноутбук или специальный миди-сервер.

MP3 плейер или ноутбук – довольно экономичный и "подручный" способ управлять музыкальным контентом заведения. Это может звучать несерьезно: ведь плейер есть у каждого второго москвича, но именно эта непрофессиональная (вроде бы) вещица идеально подходит на роль хранилища музыки. Некоторые модели позволяют заливать 160Гб и больше, а это от 3-4 месяцев непрерывного звучания. А стоит такой аппарат около 10 000 рублей. В плейерах и на ноутбуках легко составлять плейлисты по собственному желанию. Например, можно сделать подборку музыки для банкета, дискотеки или расслабленных утренних часов. Маленький плейер не занимает места, зато дает почувствовать себя ди-джеем, как сотрудникам, владельцам, так и гостям, если кому-то вдруг захочется поставить свою песню. Музыкой может управлять любой человек: достаточно включить питание акустической системы и выбрать плей-лист на плейере. "Человеческий фактор – это всегда проблема, - комментирует Андрей Гончаров.- Хорошо, если владелец доверяет персоналу, и они имеют одинаковое видение атмосферы в заведении. Но не каждый сотрудник сумеет грамотно настроить громкость и выбрать наиболее подходящую в данный момент музыку. Да и не каждому захочется "диджеить" во время бизнес- ланча. Тем более, что у сотрудников и без музыки обязанностей хватает". Например, в Rolling Stone Bar к плейеру подпускают только менеджеров.

Вариант, исключающий человеческий фактор, - Midi сервер. По сути, этот аппарат представляет собой обыкновенный компьютерный системный блок (без монитора и клавиатуры), в память которого уже залита музыка и разнообразные плей-листы. Сотруднику достаточно включить питание, чтобы система автоматически загрузила программу, проигрывающую музыку. На блоке есть только регулятор громкости, в остальном, оборудование не требует внимания со стороны персонала. Если оснастить midi сервер видеокартой, то можно выводить изображение (например, музыкальные клипы) на плазменные панели, что пользуется популярностью у гостей. Несмотря на то, что основа midi сервера – обычный компьютер, он может стоить несколько тысяч долларов. Некоторые компании продают серверы с заранее подключенным и согласованным с РАО контентом, такая аппаратура стоит еще дороже.

Интересен опыт сети "Кофе Хауз". После долгих поисков в компании решили попробовать он-лайн трансляцию музыки, которая работает сразу на несколько точек. "Мы проводим этот эксперимент в 60 кофейнях, - делится Владислав Дудаков.- Могу сказать, что мы долго к этому шли и очень довольны. С помощью wi-fi компьютер в каждом заведении настраивается на определенную волну интернет-транслирования. Таким образом, во всех кофейнях звучит одна и та же музыка одновременно".

Наконец, промежуточное звено между источником звука и акустической системой: усилитель. Без усилителя звука не обходится ни одна звуковоспроизводящая система. Бытует мнение, что усилитель нужен для повышения громкости, однако это не совсем так. Усилитель доводит качество звука до комфортного для восприятия качества. Средний усилитель стоит около 30 000 рублей.

Секреты фирмы

Итак, простейшая (и самая экономичная) схема звуковоспроизведения выглядит так: источник звука, усилитель, колонки. "Если у вас есть техническое образование, то к специалисту обращаться не обязательно,- полагает Семен Крымов. - Для устройства звука в ресторане хватит базовых знаний и базового оборудования - усилителя, колонок, плейера. Конечно, если речь не идет о клубном звуке. Но если вы не разбираетесь в технике, без специалиста не обойтись". Действительно, специалисты могут не только быстро "озвучить" ресторан, но и с помощью нескольких приспособлений значительно повысить качество звука, и расширить возможности системы.

"К нам часто обращаются с просьбой переделать некачественный звук, - рассказывает Андрей Гончаров. – Бывает, что вместо замены всего оборудования достаточно лишь установить и настроить эквалайзер. Этот прибор стоит около 7000 рублей, что сопоставимо с ценой одной колонки. Затраты на новую систему будут гораздо выше. С помощью эквалайзера можно вырезать определенные частоты. Наше ухо лучше всего улавливает человеческую речь, априори эти частоты кажутся громче, чем любые другие. Если вырезать эти частоты из музыкально фона, то получится очень интересный эффект. Даже если играет громкая фоновая музыка, гости могут вести беседу, им будет хорошо слышно друг друга, что повышает ощущение комфорта". Существуют усилители звука со встроенными эквалайзерами. К такому агрегату можно подключить до 30 колонок. Дополнительный бонус: ограничение по громкости. Встроенный "лимитер" не позволит колонкам проигрывать более громкую музыку, чем было изначально задано. Что преследует две цели: оборудование страхует от поломок, владельца заведения - от разъяренных соседей.

Еще один профессиональный секрет – сабвуферы. Сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот. Обычно одного аппарата достаточно на 4 колонки. Сабвуферы делают звук мягче и глубже, что субъективно повышает стоимость системы в "ушах" посетителей. Конечно, сетевым ресторанам это необязательно, но если ресторан уникальный и хочет подарить своим посетителям комфортную атмосферу, то сабвуфер необходим. Также сабвуфер пригодится заведениям, где звучит джаз, будь то музыкальные клубы или рестораны со специфической концепцией. "Гармония джаза определяется контрабасом, - объясняет Андрей. – Этот инструмент звучит на самых низких частотах. Если их не будет, посетители не поймут, что там наигрывает саксофонист. Сабвуферы стоят, например, в ресторане The Real McCoy, где основной дневной репертуар состоит из джаза. Без сабвуфера не обойтись и ресторану клубного формата – ведь те самые народные "тынц-тынц" - это не что иное, как звучание бас-барабана". Хотя один сабвуфер стоит не так дорого – около 12000 рублей, часто его установка влечет за собой большие расходы. Одного усилителя звука хватит только на один сабвуфер. Если помещение ресторана большое, то одним аппаратом не обойтись. И к сабвуферу придется докупать свой усилитель и эквалайзер (или модель, объединяющую оба прибора в одном).

Наконец, еще один агрегат, которым не пренебрегают серьезные заведения – звуковой процессор. Это прибор, имеющий несколько входов и выходов. Процессор позволяет подключить несколько источников звука. Например, плейер или midi сервер, микрофон, пожарное оповещение. Таким образом, можно управлять звуком в заведении с несколькими залами и этажами. Например, дать звук из концертного зала, где выступают музыканты, в закрытую VIP зону. Или пустить джаз в соседнем с дискотекой помещении, что практикуется в The Real McСoy. По заданным параметрам, система сама отрегулирует громкость, снизит её, если, например, музыканты превысят норму. Стоит такой прибор около 1000-1500 долларов.

В конечном итоге стоимость музыкального оформления зависит от площади и конфигурации ресторана и концепции. Несложно подсчитать, что на самую простую систему небольшое заведение потратит примерно 3000 долларов. Так что траты на музыку в любом случае, далеко не последняя строка расходов

25.04.2011
Текст: Марина Шаклеина
Популярные статьи
Sennheiser guidePORT
Система Sennheiser GuidePort является плодом развития высоких технологий и открывает абсолютно новые возможности в музейном и выставочном деле. С ее помощью визуальные впечатления от экспозиции могут быть оживлены и дополнены стереофонической музыкой, речевой информацией на разных языках, звуковыми документами
Видеостена
Видеостена представляет собой единый полиэкран, состоящий из нескольких видео модулей, управляемых специальным контроллером. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров в соответствии с требованиями заказчиков. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров
Освещение в ресторане, на сцене
Правильное освещение в ресторане не сделает еду вкуснее. Но неправильный свет способен испортить даже самую достойную трапезу. Освещение относится к тем деталям, пренебрегать которыми нельзя: иначе гость проголосует рублем в пользу соседнего заведения
Озвучивание ресторана
Музыкальный фон в ресторане – не ключевая составляющая успеха. Как, например, собственно, еда или грамотная раскрутка. Ресторанные звуки – это своего рода вишенка на верхушке десерта
© 2011-2017 Аудио-видео.рф
Статьи, обзоры: аудио-видео оборудование
Поиск по сайту:
Акустика помещения
Акустические системы
Архитектурное освещение
Видео системы
ДиДжейское оборудование
Домашние кинотеатры
Звуковая техника
Звукозапись
 
Звуковое оборудование
Светодиодные экраны
Телефонные гарнитуры
Форум по звуку